Акварельный километр Транссиба

Челябинская остановка Павла Пясецкого
Крупным планом
28.09.18 13:23
Автор: 
Сергей Белковский

Художник Павел Пясецкий написал «портрет» самой большой железной дороги страны - Транссиба. Длина этой картины, если все ее фрагменты собрать в одно целое  – сотни метров.

Летом 1894 года руководители строительства Сибирской железной дороги от Урала до Тихого океана обратились к художнику с предложением создать панораму западносибирского участка Сибирской железной дороги от Челябинска до Оби.

Работа должна была иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее трех четвертей аршина, исполнена акварельными красками.
Когда работу увидел председатель комитета по сооружению Сибирской железной дороги, а им был сам император Николай II, то  захотел, чтобы панораму выставили на парижской всемирной выставке 1900 года, в которой Россия решила принять участие.

Павлу Пясецкому были выделены специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. На курсировавшем вагоне -  от Урала до Байкала строящейся железной дороги, в котором работал Павел Пясецкий было написано – «Мастерская художника».

В Париже картина «Великий Сибирский путь» получила Большую золотую медаль, а художник – орден Почетного легиона. Создание панорамы обошлось казне почти в 60 тысяч рублей.
Павел Пясецкий умер после Октябрьской революции, в безвестности.

О картине-панораме «Великий Сибирский путь» вспомнили только в 1990-х годах. А сам художник в советское время был забыт.

В октябре 2004 года ОАО «Российские железные дороги» выделило деньги на реставрацию панорамного полотна. После ее завершения в 2011 году был издан альбом «Великий Сибирский путь» с репродукциями с картины-панорамы Павла Пясецкого.  

Творение мастера отражает подвиг строителей Транссибирской магистрали. А еще дает возможность видеть, как выглядели Урал и Сибирь более века назад, когда их только-только начали активно осваивать.
Между тем,  художник Павел Пясецкий рисовал чуть не полмира — помимо России, многие уголки Англии, Франции, Китая, Японии, Болгарии, Персии, Узбекистана, Казахстана.

Есть в «Великом пути» часть панорамы, посвященная Челябинску того времени. Эти рисунки были выполнены художником летом 1895 года. Несколько фрагментов панорамы, в том числе и те, что касались непосредственно Челябинска, были опубликованы в книге "Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги", изданной в 2004 году.
Стоит отметить, что панорамы художника дают нам возможность увидеть Челябинск столетней давности в цвете, ведь фотографии, оставшиеся с тех времен, запечатлели его только черно-белым.

 

Опрос

Надо ли переносить автовокзал из Дворца спорта «Юность»?

Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика