Виталий Волович. С веком наравне
Крупным планом
17.09.18 17:00
Автор: 
Сергей Белковский

В августе не стало удивительного художника и человека Виталия Воловича.Он дожил до 90 лет и через несколько дней ушел. Ушел, чтобы его вспоминали и чтобы его работами восторгались.

Обнаружил в своем архиве эти письма. Было это  несколько лет назад, думал, что они уже утеряны. При случае, когда буду в Екатеринбурге, надеялся передать их Виталию Михайловичу, про него шла в них речь. Не получилось. Не успел..

История этих писем такова. Когда-то, еще студентомжурфака в Свердловске, готовил статью для «Советской культуры» про книжного графика из Свердловска Виталия  Воловича. Написал письма с просьбой рассказать о нем писателю Виктору Астафьеву, когда-то Виталий Волович иллюстрировал его произведения. И классику книжной графики Дмитрию Бисти. Статья в «Советской культуре» так и не вышла, а письма от двух замечательных людей сохранились. И еще – рукописные ответы на мои вопросы самого Виталия Воловича.

Виктор Астафьев написал письмо на листках из школьной тетрадки. Вот оно.

Дорогой Сергей.

О Воловиче коротко мне и не написать, наверное.

Художник он очень сложный, но это  та сложность, которой не было до Воловича и, наверное, не вдруг как она повторится. Волович – это самобытность, а самобытности удается добиться немногим, особенно в графике. Волович  в рисунках к англичанам и фламандцам мне кажется больше англичанином и фламандцем, чем сами англичане и фламандцы.

Может это всего лишь «фокус», художественный обман, ну и пусть тогда будет «фокус» и «обман», если он меня убеждает в искренности и величии искусства, а главное в своем видении, своем проникновении в первоисточник, то есть в ту    Великую  литературу, которой он дерзнул коснуться, осмыслить ее, как художник, как мыслитель. Причем осмыслить и проникнуть заново, не повторяя никого из тех великанов, что уже соприкасались с шедеврами мировой литературы до него.  Для этого нужен не только талант, особенный, дерзкий талант, но еще и характер, еще и упорство, еще и настойчивость. Много  надо помучиться, передумать, пережить. Переосмыслить, чтобы  пополнить  внутренние  культурные ресурсы  в таком количестве и масштабе, что они обрекают человека на духовное подвижничество и художественное открытие, на муку и радость преодоления не только искусства в искусстве, но и на сотворение своего художественного мира.

И это все Волович преодолел и сделал, незаметно, без  саморекламы  и это для нашего времени тоже  немало, но вполне  естественно для большого художника и труженика.

Виктор Астафьев

Из ответов Виталия Воловича, они сохранились в рукописи у автора этих заметок:

«Художник-иллюстратор работает как бы в двух временных измерениях. Время, в которое происходят события  книги, и время, в котором он сам живет. Видимо, его задача заключается, помимо других,  еще и в том, чтобы приблизить сюжет и идеи к своему времени, выявить и подчеркнуть то, что может волновать читателя сегодня.  Найти для этого адекватную пластическую форму и таким образом включить эти идеи в контекст современной культурной и нравственной жизни.

 Я рассматривал цикл иллюстраций к сагам, как антифашистский цикл. В мире, где насилие,  жестокость и бесчеловечность не являются уделом далекой истории, состояние сопротивления злу и есть состояние борьбы с фашизмом – основой и нравственно-этической  позиции современного художника».

Вот письмо книжного графика ДмитрияБисти:

«О художнике Виталии Воловиче писалось и напишется еще очень много, так как он является в нашем искусстве фигурой не только заметной, но и во многом определяющей его поступательное движение.

Волович бесспорно талантливый и волевой художник, самозабвенно работающий в сложном и трудном мире графики, которая, как ни странно, зачастую предвосхищает многие идеи и пластические поиски современного искусства.

Он обладает достаточно высоким профессиональным мастерством и знанием различных уникальных графических техник, чтобы свободно и артистично воплощать в материале свои пластические замыслы.

Волович – художник скорее не натурного плана, а художник, для которого идея, мысль являются главным в его творчестве. Отсюда и его тяготение к определенным литературным сюжетам, отвечающим его интересам и нравственно-этической позиции.  Надо сказать, что экспрессивный подход к любому явлению, сюжету над которым работает Волович, как мне кажется, является самым главным в его творчестве. И те некоторые шероховатости в его работах,   связанные с его тягой   к стилизации, снимаются вот именно этим качеством его темперамента художника.  И он становится абсолютным творцом, когда его творчество не сковывается стилизаторскими рамками. В этом отношении его сюита посвященная цирку, мне кажется, наиболее достойным примером.

Вообще Виталий Волович представляется мне  умным, добрым, высокообразованным художником / тип, который у нас, к сожалению, не так часто встречающийся/, могущим быть для многих примером. А его нравственный подвиг художника еще будет оценен по достоинству».

Виталий Волович приобрел мировую известность иллюстрациями к произведениям Гете и Шекспира. Еще – к «Слову о полку Игореве». Он был почетным гражданином Екатеринбурга, много лет писал живописные работы Свердловска-Екатеринбурга уходящего. С годами эти его картины будут только еще более ценными.

Если когда-нибудь будет создана энциклопедия «Выдающиеся люди Урала», в ней обязательно будет страница о Виталии Воловиче, уральском художнике, умевшем осмыслить титанов мировой литературы.

Опрос

Надо ли переносить автовокзал из Дворца спорта «Юность»?

Теги
Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика